Типы и маркировка контейнеров

 Новый рисунок2Контейнеризация грузопотоков – одно из наиболее перспективных направлений развития грузовой транспортной отрасли. Удобный и эффективный способ доставки самых разнообразных хозяйственных грузов, применимый повсеместно, заслужил свое признание, прежде всего, благодаря стандартизации объектов перевозки – контейнеров. Унификация тары многократного использования позволила максимально оптимизировать железнодорожные перевозки грузов контейнерами с использованием всех видов транспорта. Для достижения должной степени унификации, Международная организация по стандартизации (ISO) разработала и приняла стандарты, регламентирующие типоразмеры контейнеров, их классификацию и определяющие соответствующую терминологию.

 Согласно принятым стандартам, все контейнеры подразделяются на универсальные (общего назначения) и специальные (для специфических грузов). К универсальным относят стандартные ISO контейнеры 20 и 40-футовой длины, а также 40 футовый повышенной вместимости (high cube); 20 и 40 футовые с открытым верхом (Open Top); 20 и 40 футовые контейнеры-платформы (Flatrack). Контейнеры для специальных грузов – это термоизолирующие и рефрижераторные контейнеры длиной 20 и 40 футов, предназначенные для сохранения определенного температурного режима внутри устройства, а также танк-контейнеры или контейнеры-цистерны для перевозки разнообразных жидкостей. К группе «специализированные» относят еще и контейнеры для транспортировки автомобилей и прочих специфических грузов, например, для перевозки скота.

 Из всех модификаций стандартных ISO контейнеров наибольшее распространение получили обычные 20 и 40 футовые устройства. Поэтому данный тип контейнеров был принят за стандарт исчисления: объемы контейнерных грузоперевозок сегодня измеряются в TEU (двадцатифутовых эквивалентах). Для исчисления размеров грузопотоков или вместимости транспортных средств применяются также и FEU –сорокафутовые эквиваленты (1FEU = 2 TEU).

 Все контейнеры, участвующие в международных контейнерных грузоперевозках, должны иметь специальные надписи и коды, а доставка контейнеров осуществляется при соответствующей маркировке. Маркировка контейнеров регламентируется требованиями стандарта ISO. Согласно стандартам, маркировочный код состоит из 6 букв и 11 цифр, всего 17 знаков. Четыре первые буквы обозначают владельца оборудования, затем следует номер контейнера, состоящий из 6 цифр и 7-й контрольной. Далее указывается код страны владельца и закодированный, согласно специально разработанной международной системе кодирования, тип контейнера по его размерам, назначению, виду вентиляции. Сформированный таким образом маркировочный код должен быть указан на устройстве 6 раз: на дверях, стенках и внутри контейнера, а также на сертификационных табличках.

 Согласно международной Конвенция по безопасным контейнерам, в целях обеспечения безопасности контейнерных грузоперевозок, все устройства должны быть оснащены специальными табличками КБК. Табличка – свидетельство аттестации оборудования соответствующим надзорным органом, удостоверившим безопасность его эксплуатации. Табличка КБК содержит информацию о стране, проводившей аттестацию, дате аттестации, а также данные о самом контейнере: дату изготовления, максимальный эксплуатационный вес, максимальный вес при штабелировании, величину нагрузки при испытании на жесткость конструкции и другие характеристики.

 Все страны – участники контейнерных грузоперевозок, подписавшие Конвенцию, гарантируют безопасность аттестованных контейнеров и взаимно признают результаты допусков. Принятые и повсеместно исполняемые международные стандарты и прочие нормативные документы в области унификации маркировки контейнеров обеспечивают безопасность организации контейнерных перевозок по всему миру и способствуют повышению их эффективности.

 

Рекомендуем прочитать:

Современный контейнерный оператор

Контейнерные грузоперевозки в цифрах и фактах 

Железнодорожные грузоперевозки сегодня и завтра

Преимущества и недостатки железнодорожных перевозок в России

Железнодорожная инфраструктура в России, проблемы и их решения

Способы погрузки контейнеров

Правила организации погрузочно-разгрузочных работ