В первую очередь меняется методика расчета всех тарифов. Формулы стали настолько длинными, что реально занимают несколько страниц. Это факт — печальный, но не сильно расходный.
Однозначно растет инфраструктурная составляющая тарифа. Для все еще инвентарного парка, в силу особенностей расчета, рост в результате может составить и 0,1%, и даже минус несколько процентов. Для частных операторов — может сжаться маржа, но их клиенты этого при падающем рынке, наверное, не заметят.
Новый расчет тарифа, по новой 10-01, для всех собственников, работающих с поставками РЖД или с вагонами, арендованными у ВГК, означает снижение вагонной составляющей в 2 раза.
Для унифицированного парка — ситуация попроще. Углеводородный парк — не принесет столько проблем, как универсальные полувагоны и платформы, своим владельцам.
Ибо теперь для полувагонов и платформ не будет возможности сэкономить на порожнем пробеге путем снижения его стоимости с помощью очистки через короткий пробег с низкотарифным грузом. Но в любом случае, для системы может это обернуться ростом скорости пробега и для крупных компаний вполне оказаться выгодным за счет роста количества рейсов. Хотя скорость с таким количеством ПС в системе сильно не вырастет.
Через месяц увидим результат нововведений. В любом случае — есть подозрение, что бедные станут беднее, а богатые и умные — богаче.
И самое главное. Это не решает главного вопроса — себестоимости эксплуатации инфраструктуры. РЖД с 70-х годов считает эту себестоимость очень странным образом. И сегодня все расчеты — на столько же далеки от Экономики, насколько далек Якунин от 1 млн TEU транзита по Транссибу.