Правительство закрывает грузовые станции РЖД в Москве.

« Назад

Правительство закрывает грузовые станции РЖД в Москве. 04.04.2016 07:32

 Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович дал поручение Минтрансу, ОАО РЖД и Росжелдору закрыть грузовые дворы (часть территории станции для операций с грузами) в Москве без привязки к открытию замещающих терминально-логистических центров (ТЛЦ) в периметре МКАД, передает ТАСС
 Ведомствам и ОАО РЖД было поручено до 1 апреля 2016 года представить предложения по минимизации связанных с этим технологических рисков. Строительство ТЛЦ "Ховрино" и "Кунцево-2" решено приостановить до специального решения. Также ОАО РЖД и Минтрансу поручено актуализировать данные о пассажирском и грузовом потоках в Московском железнодорожном узле и прогноз до 2020 года. В аппарате господина Дворковича не ответили на запрос "Ъ".
 Судьба девяти грузовых дворов ОАО РЖД в пределах Малого кольца Московской железной дороги обсуждается с 2000-х годов. В 2013 году мэрия Москвы, федеральные власти и ОАО РЖД договорились их заместить "грузовым каркасом" из ТЛЦ "Ховрино", "Люблино", "Кунцево-2" и "Северянин". Но если мэрия хотела закрыть все девять товарных станций, то ОАО РЖД настаивало на сохранении трех наиболее загруженных: Москвы-Товарной-Павелецкой, Москвы-Товарной-Рязанской и Москвы-Бутырской. Глава департамента транспорта Москвы, вице-мэр Максим Ликсутов в сентябре 2015 года просил первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержать позицию мэрии и срочно закрыть все грузовые дворы, вынеся из города перевалку транзитных грузов. В ОАО РЖД готовы были это сделать только после 2018 года - после ввода новых ТЛЦ.
 Но господин Дворкович, возглавляющий также совет директоров ОАО РЖД, постановил не ждать пуска ТЛЦ. В ОАО РЖД не сообщили, насколько монополию устраивает это постановление, пояснив, что окончательное решение будет принято по результатам обсуждения с органами власти. Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, сомневается, что решение о закрытии в реальности будет оперативным. Он обращает внимание на поручение актуализировать данные и прогноз по загрузке, поскольку именно на их основе правительство примет решение. Эта работа, уверен собеседник "Ъ", вряд ли закончится до конца мая-начала июня. Но глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что ОАО РЖД нужно будет четко обосновать сохранение грузовых дворов и актуализировать оценку экономической эффективности проектов ТЛЦ (в первую очередь "Ховрино" и "Кунцево-2"), учитывая при этом действующие и планируемые логистические объекты в Подмосковье. Там, отмечает он, уровень вакантности действующих объектов в 2016 году превысил 10% (в 2014 году - около 3%).
 В департаменте транспорта Москвы заявили "Ъ", что перенос грузовых дворов позволит улучшить дорожную обстановку в городе, так как "устаревшая инфраструктура грузовых дворов не позволяет обрабатывать грузы в Москве, в результате чего они автотранспортом вывозятся в Московскую область и потом возвращаются обратно". Решение вопроса закрытия грузовых дворов чрезвычайно затянулось, считает господин Бурмистров, и в условиях кризиса его отвязка от планов по вводу ТЛЦ обоснована. Фактически из шести малозадействованных грузовых дворов три: Москву-Товарную-Смоленскую, Москву-Товарную-Киевскую и Москву-Товарную-Курскую можно было закрыть еще в 2015 году, отмечает эксперт. Спрос на жилье в черте Москвы остается очень высоким, добавляет он, и использование высвободившихся территорий (в первую очередь Рижского грузового двора) для строительства жилья будет интересно крупнейшим девелоперам.